четверг, 9 июня 2016 г.

Научные основы профессиональной деятельности учителя информатики. Структура профессиональной деятельности учителя информатики

1. Изучение различных моделей деятельности учителя, выделения функционально-структурных компонентов деятельностной модели учителя.

Модели деятельности учителя
Каждая из моделей педагогической деятельности имеет по отношению к другим как преимущества, так и недостатки. Споры о том, какая из них лучше, бесперспективны. Каждая педагогическая система содержит скрытые, неиспользованные резервы. Поэтому более продуктивной для педагогической практики является разработка отдельных образовательных технологий на основе преимуществ той или иной модели, поиск способов их сочетания и взаимодействия.

Теоцентрическая модель педагогической деятельности
  Основана на понимании человека как продукта божественного творения, инобытия абсолютного духа. Наиболее яркие представители этой образовательной модели: Аврелий Августин, Боэций, Флавий Каосиодор, У. Джеймс, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. П. Флоренский, В. В. Зеньковский. Эта модель трактует образование как подготовку к загробной жизни; его цель — помощь в служении Богу, формирование богоугодных качеств личности. Для нее характерны: примат духовного над телесным, заповеди смирения, терпения, покорности, подчинение воле божьей. Цель земной жизни и цель образования — спасение души и обретение вечного блаженства в раю. Центр этой педагогической системы — Бог как абсолютная духовная сущность, носитель всех совершенств и в то же время как конкретно-чувственное воплощение педагогического идеала
  Преимущества теоцентрического воспитания: духовное, нравственное воспитание личности, наличие заданных извне норм моральной регуляции.
  Слабость теоцентрических педагогических систем заключается в неразрешимом противоречии между свободой и подчинением, в подавлении индивидуальности

Социоцентрическая модель педагогической деятельности 
  Социоцентрические педагогические системы характеризуются наличием четко заданной и поддающейся замеру образовательной цели, выраженной в форме единой универсальной модели личности; детально разработанной диагностикой с заранее определенными критериями педагогического процесса; достаточно жесткой логикой построения этапов и содержания образования и развития личности. Сюда относятся образовательные системы Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Я. А. Коменского, Дж. Локка, К. Д. Ушинского, Г. Ноля, Г. Депп-Форвальда, Б. Ф. Скиннера, А. С. Макаренко, Н. Е. Щурковой, система развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, концепция поэтапного формирования умственных действий Л. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, система опережающего обучения С. Н. Лысенковой, система крупноблочного обучения с применением опор В. Ф. Шаталова, концепция формирования морального сознания личности Л. Кольберга. 
  Преимущества социоцентрической модели педагогической деятельности заключаются, во-первых, в прогнозировании результатов деятельности как по времени, так и по содержанию; во-вторых, в технологизированности этой модели, что позволяет копировать, повторять эту систему с получением таких же результатов; в-третьих, в проверяемости и контролируемости деятельности всех субъектов образовательного процесса, в возможности коррекции этой деятельности.
  Ограничения и недостатки социоцентрических педагогических систем: единообразие содержания и методов образования; жесткие рамки, в которых осуществляется деятельность педагогов и учащихся; манипулирование поведением и сознанием учащегося, что приводит к нивелировке личности.

Натурцентрическая педагогическая модель педагогической деятельности
  Натурцентрическая педагогическая модель (Платон, Демокрит, Фома Аквинский, А. Дистервег, К. П. Яновский, А. П. Нечаев, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский, Н. Е. Румянцев, В. П. Кащенко, П. П. Блонский, А. Дженсен, Г. Айзенк, Г. Гарднер, представители различных теорий дифференцированного обучения) базируется на основополагающей идее о том, что дети рождаются с определенным набором способностей и качеств, которые либо позволяют им ускоренно или нормально (в соответствии с определенными нормативами) развиваться, либо затрудняют, тормозят процесс развития. Образование трактуется как следование природе человека. Особенно подчеркивается необходимость набора средств воспитания и обучения в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями детей. Основная цель образования — развить природные задатки, компенсировать природные недостатки и обеспечить каждому, таким образом, соответствующий социальной статус.
  Положительным в натурцентрических педагогических системах является то, что на первый план выступает индивидуальность учащегося с ее особенностями и отличиями. Явно видна благая цель — помочь каждому развиваться в меру своих способностей.
  Недостатки: во-первых, любая цель в своих крайних проявлениях может вылиться в свою противоположность (об опасностях сегрегации, селекции, расизма упоминалось выше); во-вторых, оперирование категориями типа «возрастные нормы и стандарты развития», за которыми скрываются традиционные представления или заблуждения взрослых о возможностях учащихся, представляется недостаточно убедительным с позиции научной обоснованности. Дифференциация и индивидуализация образования — это, с одной стороны, путь совершенствования, поиска новых форм, средств методов, технологий обучения и воспитания. Однако с другой стороны, очевидно, что постоянно углубляя дифференциацию, можно выйти на громоздкие конструкции, практическое применение которых будет настолько затруднено, что может привести к обратному эффекту — снижению результативности образования. 

Антропоцентрическая модель педагогической деятельности 
  (Сократ, Ф. Рабле, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров, С. И. Гессен, А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, В. Франкл, Л. С. Выготский, Б. П. и Л. А. Никитины, И. П. Иванов, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, В. А. Петровский, представители педагогики сотрудничества и концепции личностного ориентированного обучения) 
  Строится на тезисе об уникальности и неповторимости каждого человека, о его потенциальной талантливости, которую необходимо проявлять и развивать посредством образования. Цель всего процесса образования состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность. Именно развитие индивидуальности как процесс самосозидания, на основе внутренней активности личности является основной целью всех антропоцентрических педагогических систем. Задача взрослых заключается в том, чтобы предоставить учащимся свободу добиваться истины собственным путем в соответствии со своими предпочтениями, предоставить им максимально возможные предметные сферы деятельности для их развития, выбрать методы и технологии, применение которых позволит каждому наиболее творчески освоить интересующую его область.
  Основными методами образования в антропоцентрических педагогических системах являются диалог, игра, свободное творческое общение, осуществляемое в группе учащихся совместно с педагогом. Антропоцентрическую образовательную модель отличает именно творческий процесс, реализация творческих качеств как учащихся, так и обучающих. И тогда возникает вопрос о том, является ли в таком случае образовательный процесс прогнозируемым и целесообразным.

Модели Цели Принципы Критерии Содержание
Теоцентрическая Движение к абсолюту (универсальному и неизмененному) Духовность Духовно-нравственная сфера личности Единая и универсальная программа
Социоцентрическая Переменная «модель личности» в форме социального заказа Унификация, оптимизация, интенсификация Когнитивные и поведенческие характеристики в форме знаний, умений, навыков Единая и универсальная программа
Натурцентрическая Несколько типологических «моделей личности» Дифференциация, индивидуализация Максимально возможное развитие природных способностей Вариативные учебные программы
Антропоцентрическая Реализация индивидуальных потребностей развития, самореализация Творческая самореализация, партнерство Мотивационно-эмоциональная сфера, творческие качества Отсутствие заранее проектируемых программ

Функционально-структурные компоненты деятельностной модели учителя
  В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н.В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выделяется пять структурных составляющих

1) субъект педагогического воздействия; 
2) объект педагогического воздействия; 
3) предмет их совместной деятельности; 
4) цели обучения;
5) средства педагогической коммуникации.


  Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов

1. Гностический компонент (от греч. гнозис-познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности). 
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. 
3. Конструктивный компонент - это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). 
4. Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей. 
5. Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся. 

Источники:
1. Основные модели педагогической деятельности // Юридическая педагогика [Электронный учебник], http://mir.zavantag.com, режим доступа: свободный, дата обращения 07.06.2016
2. Психологические модели педагогической деятельности [Электронный ресурс], http://revolution.allbest.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 09.06.2016

2. Изучение документов по квалификационным требованиям к учителю информатики.


Квалификационные требования к учителю информатики 
  Должностные обязанности: 
-осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; 
-участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы; 
-осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические, информационные технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; 
-реализует образовательные программы; 
-создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися; 
-владеет и применяет в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания; 
-обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, а также несет ответственность за их реализацию; 
-составляет учебно-программную документацию по курсу информатики и ИКТ для различных параллелей с учетом профиля образовательного учреждения; 
-устанавливает и адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные программные средства; 
-подбирает и тиражирует необходимые программные и печатные материалы для проведения занятий; 
-изучает, систематизирует и использует в учебном процессе программные средства, поддерживающие курс информатики и ИКТ; 
-отвечает за сохранность оборудования и программных средств в кабинете ВТ и учебном процессе; 
-обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований во время занятий. 


  Должен знать: 
-Конституцию РФ; 
-законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; 
-Конвенцию о правах ребенка; 
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; 
-педагогику, психологию, возрастную физиологию; 
-методику преподавания предмета и воспитательной работы; 
-программы и учебники; 
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; 
-средства обучения и их дидактические возможности; 
-основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; 
-основы права, научной организации труда; 
-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 


  Требования к квалификации: 
-7-й разряд — среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы; 
-8-й разряд — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; 
-9-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5до 10 лет; 
-10-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше10 лет; 
-11-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10до 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше5 лет (для преподавателя специального (коррекционного) образовательного учреждения)либо II квалификационная категория; 
-13-й разряд — I квалификационная категория; 
-14-й разряд — высшая квалификационная категория.

Источники:
1. Квалификационные требования к учителю информатики // Информационный портал школы №1301 имени Е. Т. Гайдара [Электронный ресурс], http://es1301.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 09.06.2016

3. Знакомство с современными научными работами в области методики обучения информатике (диссертации, научные статьи и пр.).

Статья по информатике и ИКТ по теме: Формы и методы обучения информатике
 " ...Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
  Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов). 
  Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия. 
  Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются понятия «прием обучения» и «методический прием». Принято считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов или отдельных действий, направленных на решение педагогических задач..."
Источник: Статья по информатике и ИКТ по теме: Формы и методы обучения информатике // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс], http://nsportal.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 09.06.2016

Научная статья на тему: Методика обучения информатике студентов экономических специальностей на основе объектно ориентированного подхода
 " ...Развитие информационных технологий неизбежно приводит к изменению социально-экономической и технологической основы деятельности человечества и создает предпосылки к построению информационного общества. Его особенностью является существенный рост значения интеллектуального труда и, как следствие, смещение приоритетов в общественном разделении труда из сферы материального производства в область получения, переработки, хранения и использования информации. В процессе информатизации общества одной из важнейших задач является подготовка специалистов с высшим образованием, свободно ориентирующихся не только в предметной области, но и в уже используемых, а также перспективных информационных технологиях, связанных с их профессиональной деятельностью. 
  Важнейшим принципом построения методической системы обучения является фундаментализация образования. Фундаментальные знания — это наиболее стабильные и универсальные общетеоретические знания, содержание которых отличается максимальной обобщенностью, определенным образом структурировано, раскрывает и определяет многообразие внутренних и внешних связей указанных знаний.
  Информатика как научная дисциплина представляет собой быстро развивающуюся область знаний, некоторые разделы которой уже устоялись и являются общепризнанными, а некоторые находятся в стадии становления. Подготовке специалистов в области информатики уделяется большое внимание, что проявляется, в частности, в виде развитой номенклатуры соответствующих специальностей высшего образования, охватывающих диапазон знаний от аппаратных средств до специальных вопросов обработки и защиты информации..."
Источник: Методика обучения информатике студентов экономических специальностей на основе объектно ориентированного подхода // НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» [Электронный ресурс], http://cyberleninka.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 09.06.2016

Диссертация на тему: "Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы"
"...К сожалению, практически все новые методические системы, появляющиеся в ходе исследований в области методики обучения информатике, строятся без учета факторов здоровьесбережения или анализа возможного вреда, который может быть нанесен здоровью школьников. В определенном смысле меры здоровьесбережения должны стать частью разрабатываемых систем обучения информатике. 
  Кроме этого проблемой является практическое использование уже известных приемов, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. В большинстве школ применение таких подходов при обучении информатике является эпизодическим и бессистемным. Используемые методы оказываются несвязанными между собой, а их хаотичное применение снижает здоровьесберегающий эффект. 
  Более того, меры, направленные на сохранение здоровья школьников в рамках обучения информатике нельзя рассматривать обособлено от аналогичных мер, применяемых при обучении другим дисциплинам, а также во внеучебной деятельности школьников. Здоровье учащегося нельзя рассматривать в разрезе только одной дисциплины. Таким образом, система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровъесберегающей среды школы, под которой в рамках настоящего исследования понимается система взаимосогласованных мер, распространяемых на преподавание всех учебных дисциплин и внеучебную деятельность, обеспечивающих предупреждение заболеваний, гармоничное духовное и физическое развитие школьников. Система методов и средств обучения информатике, предусматривающих максимальное сохранение здоровья школьников, должна рассматриваться в рамках формирования и внедрения здоровьесберегающей среды школы..."
ИсточникМетодика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы // Научная электронная библиотека disserCat [Электронный ресурс], http://www.dissercat.com, режим доступа: свободный, дата обращения 09.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий