четверг, 9 июня 2016 г.

Средства обучения информатике

1. Анализ понятия средства обучения, характеристика различных средств обучения.

Средства обучения — это материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний, их умственное развитие и профессиональное становление. 
Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который "находится" между учителем и учеником и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.
Средства обучения — совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. 
Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
  Таким образом, средства обучения - это совокупность материальных и идеальных объектов, которые используют учитель и учащиеся для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.


  Объекты, выполняющие средства обучения, можно классифицировать по различным основаниям: 
-по их свойствам; 
-субъектам деятельности; 
-влиянию на качество знаний; 
-на развитие различных способностей; 
-на их эффективность в учебном процессе.

1. По объекту деятельности средства обучения можно условно подразделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения. В то же время часть средств обучения может быть тем и другим, в зависимости от этапа обучения.
  Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее. 
  Средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и организацией.

2. По составу объектов средства обучения подразделяются на материальные и идеальные. 
  К материальным средствам относятся учебники и учебные пособия; таблицы; модели, макеты и другие средстве наглядности; учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения. 
  Существуют и технические средства обучения. К ним относятся следующие виды ТСО: информационные, контроля знаний, программированного обучения, треножа и комбинированные. 
  К техническим средствам предъявления информации (ТСПИ) относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы. Технические средства обучения постоянно совершенствуются, промышленностью выпускаются ТСО как общего назначения, так и специализированные для изучения отдельных предметов (лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы ТСО для физико-математических дисциплин и т.д.).

  Широкое распространение в школах получают обучающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Они снабжены программами управления познавательной деятельностью школьников, связанной с формированием расчетных арифметических навыков, решений алгебраических уравнений, задач по физике, химии, построением графиков и чертежей, рисованием на экране дисплея, разучиванием нотной грамоты и сочинением музыки, написанием и редактированием сочинений, заучиванием наизусть и т.п. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

  Персональные обучающие компьютеры снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, самостоятельно устанавливать и анализировать ошибки и предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков. Однако, многие компьютеры являются источником электронно-магнитных излучений, поэтому не следует ученикам разрешать работать на них продолжительное время.
  Перед использованием ТСО учащихся необходимо научить пользоваться ими, чтобы с первых уроков с применением технических средств обучения они воспринимали усваиваемую информацию, а не второстепенные факты.

  Эффективность использования ТСО зависит также и от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до пяти минут, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного. Использование технических средств обучения в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

  Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Наиболее удобно, если все они будут сосредоточены в учебном кабинете. В нем должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий.

  Наглядные пособия обычно классифицируют на три группы: 
- объемные пособия (модем коллекции приборов, аппараты и т.п.); 
- печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графика, таблицы и т.д.); 
- проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды).

  Значительную роль в обучении создают модели и коллекции. Под школьными коллекциями понимают наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы (коллекция минералов, бабочек, листьев различных пород деревьев и т.д.). Модели — это уменьшенные эталоны предметов или технических устройств. Они бывают трех типов: 
- на которых можно показывать принципы действия объекта; 
- на которой изображено устройство или схема работы; 
- воспроизводящий внешний вид изделия или предмета.

  Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. 
  Так, технические средства обучения существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать различные явления, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальными процессом усвоения знаний.

Источники:
1. Средства обучения. Характеристика средств обучения [Электронный ресурс], http://neudoff.net, режим доступа: свободный, дата  обращения 07.06.2016
2. Зайченко И.B. Педагогика // Средства обучения [Электронный учебник], http://uchebnikionline.comрежим доступа: свободный, дата  обращения 07.06.2016
3. Средства обучения [Электронный ресурс], http://www.grandars.ruрежим доступа: свободный, дата  обращения 07.06.2016
4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов // Понятие о средствах обучения [Электронный учебник], http://knigi.linkрежим доступа: свободный, дата  обращения 07.06.2016



2. Рассмотрение таксономии Б. Блума, классификации задач по их когнитивному составу отечественных специалистов.

Таксономия Блума
  Этими вопросами задался в 50-х годах XX века профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. Пытаясь привести к единой системе набор разрозненных целей и задач, мистер Блум создал теорию, которая вот уже шестой десяток вызывает бурные споры и обсуждения.

  В своем фундаментальном труде «Таксономия Oбразовательных Целей: Сфера познания» Блум попытался сконструировать иерархию образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая шаг за шагом описывала бы уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения. С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evalueting) и оценка (creating). 



  Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач. Так, например, для уровня запоминания подойдут задачи, начинающиеся с глаголов запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и т.д.
  Понимание достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации. Задачи, нацеленные на применение знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, объяснять, изображать, экспериментировать, тренироваться, показывать, использовать, учить, демонстрировать и др.
   Аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т.д. В свою очередь способности к синтезу тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.
  Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы.
  При этом каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке. Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий. 


Классификация задач по их когнитивному составу отечественных специалистов
  Интересную попытку классификации учебных задач по их “когнитивному составу” предприняла Д.С. Толлингерова (1983). 27 разновидностей задач она объединила в пять групп: задачи на воспроизведение знаний; задачи, требующие простых мыслитель­ных операций (определение, анализ, синтез, сравнение); задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация); задачи, требующие для своего решения продуктив­ного мышления; задачи на продуктивное мышление с порождени­ем на его основе письменного или устного высказывания. Автор пытается доказать, что предлагаемая типология исчерпывает все типы задач, встречающихся в современных учебниках. 

Источники: 
1. Таксономия Блума [Электронный ресурс], https://newtonew.com, режим доступа: свободный, дата обращения 07.06.2016
2. Цели и содержание обучения [Электронный ресурс], http://www.teachguide.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 07.06.2016

3. Знакомство с существующими учебно-методическими комплексами (УМК) по информатике.

Информатика. 2 – 11 классы   Учебники по информатике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» для начального, основного и среднего общего образования являются основной единственного в своем роде непрерывного курса информатики со 2 по 11 класс. Развитие информационных технологий, требования к формированию ИКТ компетентности учащихся, внедрение электронных форм учебников делает непрерывный курс информатики 2 – 11 уникальным и необходимым, при этом он встраивается в любую систему и методику обучения. 
Начальное общее образование Подготовлены 3 линии УМК. Все они входят в федеральный перечень учебников. 
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика. 2 – 4 классы; 
  • Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика. 3 – 4 классы; 
  • Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С. Информатика. 3 – 4 классы. 
Основное общее образование Подготовлены 3 линии УМК. Все они входят в федеральный перечень учебников. 
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5 – 6; 7 – 9 классы; 
  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. 7 – 9 классы; 
  • Угринович Н.Д. Информатика. 7 – 9 классы. 
Среднее общее образование Подготовлены 4 линии УМК. Все они входят в федеральный перечень учебников. 
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. 10 – 11 классы. Базовый уровень; 
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В. Информатика. 10 – 11 классы. Углубленный уровень; 
  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 10 - 11 классы. Углубленный уровень; 
  • Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Информатика. 10 - 11 классы. Углубленный уровень.
Перспективный УМК Информатика. 2 – 11 классы 
Основное общее образование Готовится 1 новая линия УМК к экспертизе для включения в следующий федеральный перечень учебников 2017 – 2020 годов. 
  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 7 – 9 классы. 

Среднее общее образование Готовятся 4 новые линии УМК к экспертизе для включения в следующий федеральный перечень учебников 2017 – 2020 годов. 
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 - 11 классы. Базовый уровень; 
  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 10 - 11 классы. Базовый уровень; 
  • Угринович Н.Д. Информатика. 10 – 11 классы. Базовый уровень; 
  • Макарова Н.В. Информатика. 10 – 11 классы. Базовый уровень.

Источники:
1. Информатика // Издательство БИНОМ Методическая служба [Электронный ресурс], http://metodist.lbz.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 07.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий