пятница, 3 июня 2016 г.

Методическая система обучения информатике


1. Обоснуйте необходимость непрерывного изучения информатики, построения многоступенчатой структуры обучения информатике.

Как известно, основное звено образования составляет система непрерывного образования. При обеспечении непрерывного образования государственными учебными стандартами и соответствующими учебными программами необходимо обращать основное внимание на то, чтобы они соответствовали уровню мировых стандартов.

Концепция непрерывного обучения, получающая все большее распространение в мире. Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в "эпоху знаний" со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. Выводы Лиссабонского саммита подтверждают, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования.

Это направление в образовании принято как стратегическое в странах АРЕС (Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества). Проблемы падения эффективности обучения учащихся по сравнению с другими странами, стимулировало начало реформ образования в США, Европе и России.

Таким образом, несмотря на то, что во многих странах уже исторически сложилась некая концепция обучения, проблема повышения качества образования существует и в связи с этим проводятся различные образовательные реформы. Но тем не менее видна одна определенная концепция – стремление к непрерывному обучению. При чем как непрерывный переход с одной ступени обучения на другую, так и непрерывное обучение основных предметов, поскольку учащиеся встретятся с ними на всех ступенях обучения, а главное в своей обыденной жизни. В педагогической науке сложились определенные традиции, создающие условия для развития системы непрерывного образования школьников и подготовки учителя к управлению этим процессом.

Цель и задачи непрерывного образования определяют базовые принципы построения и развития его системы, которые обеспечивают опережающий характер содержания обучения в соответствии с требованиями общества, ориентации на развитие личности. В системе непрерывного образования к числу таких принципов часто относят:
  • системность
  • открытость и доступность
  • информационность
  • индивидуализация и дифференциация обучения
Исторически сложилось непрерывное изучение ряда предметов, таких как математика, русский язык и другие. В настоящее время все больше образовательных учреждений стремится развивать непрерывное обучение ряду предметов, которые традиционно не изучались, таким образом, открыты несколько экспериментальных площадок. Основными направлениями являются экологическое образование, историческое, обучение информатике, трудовое и другие.

Источник:
1. Проектирование содержания непрерывного обучения // Банк рефератов [Электронный ресурс], https://www.bankreferatov.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 09.03.2016

2.Приведите примеры авторских идей, лежащих в основе построения содержания школьного курса информатики.

первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.
«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова — первое экспериментальное пособие под новую программу

С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза. Как ни удивительно, проблема с кадрами, по крайней мере в больших городах, решилась довольно быстро: учительский корпус формировался не только из преподавателей естественнонаучных предметов, но и из инженеров-математиков и программистов профильных НИИ, чувствовавших в себе педагогические способности.
Информатика как учебная дисциплина прошла к тому времени большой путь развития, поэтому новая программа стала как бы логическим продолжением предыдущих. В рамках курса изучались:
  • Теория информации;
  • Элементы математической логики;
  • Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • Архитектура и компоненты ЭВМ;
  • Основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • Основы программирования и написания программ.
Три учебника, рекомендованных школам Министерством образования СССР по курсу информатики. Слева направо: Гейн/Житомирский, Кушниренко, Каймин

Источник:
Эволюция школьной программы по информатике // Блог компании INTEL [Электронный ресурс], https://m.habrahabr.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 09.03.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий