понедельник, 13 июня 2016 г.

Требования к оснащению образовательного процесса по информатике

1. Изучение документов (СанПиН и пр.) по организации обучения информатике в школе, использования средств ИКТ в общеобразовательном процессе, по оснащению кабинета информатики.

  Кабинет информатики или класс с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) или видеодисплейными терминалами (ВДТ) в учебных заведениях системы общего среднего образования организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы или учебного заведения среднего уровня образования любого профиля, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием информационных технологий.
  Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и приобретению учащимися прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
  Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.(п. 7.1.7 СанПиН 2.4.2.2821-10)
  В Кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса.
  Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
  Освещенность в кабинетах информатики на столах должна быть - 300 -500 лк, а на классной доске - 300 - 500 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

В кабинете информатики обязательно должны быть:
- средства пожаротушения (не менее двух огнетушителей);
- аптечка первой помощи.
Рабочие места учащихся, оснащенные ПЭВМ или ВДТ, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
  Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы введены в действие с 1 сентября 2011 года. И являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.  
  02 января 2016 года вступило в силу Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Источник:
1. Кабинет информатики // Сообщество учителей информатики [Электронный ресурс], http://informatiki.tgl.net.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016

2. Анализ эффективности использования средств, имеющихся в кабинете информатики, в практике обучения информатике в современной школе.

  Кабинет информатики вместе с системой средств обучения образует единую комплексную среду, которая позволяет учителю достигать поставленные цели обучения. Перечень основных компонентов системы средств обучения информатике в школе включает
• программно-методическое обеспечение преподавания информатики;
• объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности (текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
• средства обучения, функционирующие на базе СНИТ (учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей и устройств и т.д.);
• средства телекоммуникаций;
• традиционные средства обучения.

Технические средства обучения
  Компьютер является основным и универсальным техническим средством обучения информатике, способным представлять информацию различных видов и их комбинаций (мульти- медиа), осуществлять тренаж и контроль знаний учащихся в интерактивном режиме.
  К визуальным или экранным (то есть неозвученным) средствам обучения относят диапозитивы, диафильмы, транспаранты – статические экранные пособия на прозрачных носителях, проецируемые на экран с помощью соответствующего оборудования.
  Учебное кино до последнего времени было принято считать наиболее популярным средством обучения. В настоящее время его заменяют учебные видеоматериалы.
  Учебные аудио - и видеоматериалы могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона и видеомагнитофона, при необходимости – компьютера и проекционного оборудования.
  Телевидение и компьютер являются самыми важными информационными средствами среди всех, когда-либо изобретенных человечеством. Телевидение, а позднее видеозапись, дали человеку возможность наблюдать события и слушать о них, расширяя знания о мире, и помогли наглядно представить то, что невозможно было выразить с помощью только слов.

Локальная компьютерная сеть кабинета информатики
  Реализация Государственных программ информатизации сельских, городских и поселковых школ создает условия для информатизации образования, формирования и совершенствования новых форм обучения. Переход к новым технологиям в школе предполагает постоянное возрастание требований к техническому обеспечению компьютерных классов, к профессиональной подготовке. В таких классах необходима оперативная связь между компьютерным оборудованием, управление и взаимодействие информационных ресурсов.
  Работая в школьных компьютерных классах, учитель информатики часто выступает в роли системного администратора локальной сети. Ему необходимо обеспечивать рациональное использование компьютерного оборудования, план действий в случае отказа оборудования и расширения отдельных элементов локальной сети.
  В настоящее время российские школы имеют различное оснащение компьютерной техникой, которое проявляется в количестве компьютеров, их аппаратной конфигурации, составе периферийного оборудования (принтеров, сканеров и т.п.); в наличии локальной сети и подключения к Интернету. Абстрагируясь от конкретных различий, в называются три основные категории школ по физической организации информационной среды:

- школы, оснащённые одним или несколькими компьютерами, не связанными между собой локальной сетью;
- имеющие компьютерные классы на основе одноранговых сетей;
- школы, в которых функционирует сеть образовательного учреждения, то есть несколько компьютерных классов и компьютеров администрации, связанных между собой локальной сетью с выделенным сервером

  Разная физическая организация информационной среды школы определяет ее эксплуатационные возможности и, соответственно, предъявляет разные требования к навыкам и умениям обслуживающего персонала.

  Под локальной вычислительной сетью (ЛВС) понимают совместное подключение нескольких компьютерных рабочих мест (рабочих станций) к единому каналу передачи данных, при котором пользователи получают возможность обмениваться информацией, одновременно использовать программы и данные, находясь на своих рабочих местах.
  Компьютерная сеть кабинета информатики, которую можно считать особым средством обучения и создания информационно-предметной среды, предоставляет учителю совершенно новые дидактические возможности.
  Использование локальных сетей в обучении связано, прежде всего, с организацией коллективного и группового обучения, которое предполагает главным образом то или иное распределение педагогических функций между участниками педагогического процесса. К таким функциям относятся: передача и прием информации, обмен ею обучаемыми, между обучающим и обучаемыми, обсуждение результатов, генерирование идей и выдвижение гипотез, совместное моделирование объектов и процессов деятельности, совместное решение задач и другие.
  Компьютерная сеть позволяет пересылать задания с компьютера учителя на компьютеры учеников. В случае групповой работы возможно разделение учебных задач, а ученики получают возможность обмениваться результатами работы. Учитель со своего рабочего места может параллельно наблюдать за деятельностью учащихся одновременно и при необходимости ее корректировать. Итоги работы всей группы через сеть передаются преподавателю, что дает возможность оперативной обработки и контроля результатов. С экранов своих мониторов ученики могут наблюдать за работой учителя и наоборот, что позволяет существенно сэкономить время. Это полезно в случае, когда учащийся нуждается в помощи, но стесняется обратиться к учителю. Со своего места вслух или через ЛВС учитель может дать подсказку или указания.

Материальные средства обучения
  В состав материальных средств обучения входят макеты, муляжи, модели, приборы и оборудование.
  В обучении информатике их роль не так значительна, как в обучении другим школьным дисциплинам, однако при изучении ряда тем курса информатики материальные средства могут оказать существенную помощь учителю. Такими средствами являются:

• учебные роботы, управляемые ЭВМ;
• электронные конструкторы;
• модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей и устройств;
• отдельные комплектующие современного компьютера, используемые как наглядные средства (материнская плата, процессор, различные накопители и носители информации, модули памяти и т.д.);
• вычислительные средства – предшественники компьютера, представленные, например, в экспозиции школьного музея вычислительной техники при кабинете информатики (счеты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор и т.п., устаревшие модели вычислительной техники и т.д.).

  В зависимости от поставленных учителем задач, названные средства могут использоваться как демонстрационный или раздаточный материал, методы работы с ними – наблюдение и лабораторный эксперимент.
  В целях повышения наглядности материальных средств некоторые из них могут быть представлены в разобранном виде, в разрезе и т.д.

Источник:
1. Средства обучения и кабинет информатике // Методика преподавания информатики [Электронный ресурс], http://www.cross-kpk.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий