1. Изучение документов (СанПиН и
пр.) по организации обучения информатике в школе, использования средств ИКТ в
общеобразовательном процессе, по оснащению кабинета информатики.
Кабинет информатики или класс с
персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) или видеодисплейными
терминалами (ВДТ) в учебных заведениях системы общего среднего образования
организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной
школы или учебного заведения среднего уровня образования любого профиля,
оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебным
оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения
теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий
как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным
предметам с использованием информационных технологий.
Кабинет информатики должен быть
выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда,
организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному
преподаванию, умственному развитию и приобретению учащимися прочных знаний по
информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья
и безопасности труда учителя и учащихся.
Ориентация кабинетов информатики - на
север, северо-восток.(п. 7.1.7 СанПиН 2.4.2.2821-10)
В Кабинете информатики должно быть
обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и
программно-аппаратными, техническими средствами хранения и обработки
информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления
современного учебно-воспитательного процесса.
Оборудование кабинетов информатики
должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Освещенность в кабинетах информатики на столах должна быть - 300
-500 лк, а на классной доске - 300 - 500 лк. При использовании компьютерной
техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение
записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300
лк. При использовании интерактивной доски и
проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен
повышенной яркости.
В
кабинете информатики обязательно должны быть:
- средства
пожаротушения (не менее двух огнетушителей);
- аптечка
первой помощи.
Рабочие
места учащихся, оснащенные ПЭВМ или ВДТ, и организация их оборудования должны
соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
Указанные
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы введены в действие с 1 сентября 2011 года. И являются обязательными для
исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием,
строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений,
воспитанием и обучением обучающихся.
02 января
2016 года вступило в силу Постановления Главного государственного санитарного
врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН
2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Источник:
1. Кабинет информатики // Сообщество учителей информатики [Электронный ресурс], http://informatiki.tgl.net.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016
2. Анализ эффективности
использования средств, имеющихся в кабинете информатики, в практике обучения
информатике в современной школе.
Кабинет информатики вместе с
системой средств обучения образует единую комплексную среду, которая позволяет
учителю достигать поставленные цели обучения. Перечень основных компонентов
системы средств обучения информатике в школе включает
• программно-методическое
обеспечение преподавания информатики;
• объектно-ориентированные программные
системы для формирования культуры учебной деятельности (текстовый редактор,
база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
• средства обучения,
функционирующие на базе СНИТ (учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные
конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей и
устройств и т.д.);
• средства телекоммуникаций;
• традиционные средства обучения.
Технические средства обучения
Компьютер является основным и
универсальным техническим средством обучения информатике, способным
представлять информацию различных видов и их комбинаций (мульти- медиа),
осуществлять тренаж и контроль знаний учащихся в интерактивном режиме.
К визуальным или экранным (то есть
неозвученным) средствам обучения относят диапозитивы, диафильмы, транспаранты –
статические экранные пособия на прозрачных носителях, проецируемые на экран с
помощью соответствующего оборудования.
Учебное кино до последнего времени
было принято считать наиболее популярным средством обучения. В настоящее время
его заменяют учебные видеоматериалы.
Учебные аудио - и видеоматериалы
могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона и видеомагнитофона,
при необходимости – компьютера и проекционного оборудования.
Телевидение и компьютер являются
самыми важными информационными средствами среди всех, когда-либо изобретенных
человечеством. Телевидение, а позднее видеозапись, дали человеку возможность
наблюдать события и слушать о них, расширяя знания о мире, и помогли наглядно
представить то, что невозможно было выразить с помощью только слов.
Локальная компьютерная сеть кабинета информатики
Реализация Государственных программ
информатизации сельских, городских и поселковых школ создает условия для
информатизации образования, формирования и совершенствования новых форм
обучения. Переход к новым технологиям в школе предполагает постоянное
возрастание требований к техническому обеспечению компьютерных классов, к
профессиональной подготовке. В таких классах необходима оперативная связь между
компьютерным оборудованием, управление и взаимодействие информационных
ресурсов.
Работая в школьных компьютерных
классах, учитель информатики часто выступает в роли системного администратора
локальной сети. Ему необходимо обеспечивать рациональное использование
компьютерного оборудования, план действий в случае отказа оборудования и
расширения отдельных элементов локальной сети.
В настоящее время российские школы
имеют различное оснащение компьютерной техникой, которое проявляется в
количестве компьютеров, их аппаратной конфигурации, составе периферийного
оборудования (принтеров, сканеров и т.п.); в наличии локальной сети и
подключения к Интернету. Абстрагируясь от конкретных различий, в называются три
основные категории школ по физической организации информационной среды:
- школы, оснащённые одним или
несколькими компьютерами, не связанными между собой локальной сетью;
- имеющие компьютерные классы на
основе одноранговых сетей;
- школы, в которых функционирует
сеть образовательного учреждения, то есть несколько компьютерных классов и
компьютеров администрации, связанных между собой локальной сетью с выделенным
сервером
Разная физическая организация
информационной среды школы определяет ее эксплуатационные возможности и,
соответственно, предъявляет разные требования к навыкам и умениям
обслуживающего персонала.
Под локальной вычислительной сетью
(ЛВС) понимают совместное подключение нескольких компьютерных рабочих мест
(рабочих станций) к единому каналу передачи данных, при котором пользователи
получают возможность обмениваться информацией, одновременно использовать
программы и данные, находясь на своих рабочих местах.
Компьютерная сеть кабинета
информатики, которую можно считать особым средством обучения и создания
информационно-предметной среды, предоставляет учителю совершенно новые
дидактические возможности.
Использование локальных сетей в
обучении связано, прежде всего, с организацией коллективного и группового
обучения, которое предполагает главным образом то или иное распределение
педагогических функций между участниками педагогического процесса. К таким
функциям относятся: передача и прием информации, обмен ею обучаемыми, между
обучающим и обучаемыми, обсуждение результатов, генерирование идей и выдвижение
гипотез, совместное моделирование объектов и процессов деятельности, совместное
решение задач и другие.
Компьютерная сеть позволяет пересылать
задания с компьютера учителя на компьютеры учеников. В случае групповой работы
возможно разделение учебных задач, а ученики получают возможность обмениваться
результатами работы. Учитель со своего рабочего места может параллельно
наблюдать за деятельностью учащихся одновременно и при необходимости ее
корректировать. Итоги работы всей группы через сеть передаются преподавателю,
что дает возможность оперативной обработки и контроля результатов. С экранов
своих мониторов ученики могут наблюдать за работой учителя и наоборот, что
позволяет существенно сэкономить время. Это полезно в случае, когда учащийся
нуждается в помощи, но стесняется обратиться к учителю. Со своего места вслух
или через ЛВС учитель может дать подсказку или указания.
Материальные средства обучения
В состав материальных средств
обучения входят макеты, муляжи, модели, приборы и оборудование.
В обучении информатике их роль не так значительна, как в обучении другим
школьным дисциплинам, однако при изучении ряда тем курса информатики
материальные средства могут оказать существенную помощь учителю. Такими
средствами являются:
• учебные роботы, управляемые ЭВМ;
• электронные конструкторы;
• модели для демонстрации принципов
работы ЭВМ, ее частей и устройств;
• отдельные комплектующие
современного компьютера, используемые как наглядные средства (материнская
плата, процессор, различные накопители и носители информации, модули памяти и
т.д.);
• вычислительные средства –
предшественники компьютера, представленные, например, в экспозиции школьного
музея вычислительной техники при кабинете информатики (счеты, логарифмическая
линейка, арифмометр, калькулятор и т.п., устаревшие модели вычислительной
техники и т.д.).
В зависимости от поставленных учителем задач, названные средства могут
использоваться как демонстрационный или раздаточный материал, методы работы с
ними – наблюдение и лабораторный эксперимент.
В целях повышения наглядности материальных средств некоторые из них
могут быть представлены в разобранном виде, в разрезе и т.д.
Источник:
1. Средства обучения и кабинет
информатике // Методика преподавания информатики [Электронный ресурс], http://www.cross-kpk.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий