понедельник, 13 июня 2016 г.

Экспертная деятельность учителя информатики

1. Знакомство с Федеральным перечнем школьных учебников по информатике.
1)Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
Начальное общее образование:
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.; Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.; Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.; Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.; Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.; Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Нателаури Н.К., Маранин С.С.; Информатика и ИКТ. В 2 частях (2-4 кл); Изд. Издательство «Ассоциация XXI век»
  • Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л.; Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л.; Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч.; Изд. БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Рудченко Т.А., Семёнов А.Л./Под ред. Семёнова А.Л.; Информатика (1-4 кл); Издательство «Просвещение»
  • Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.; Информатика. 1-3 часть (3-4 кл); Издательство «Просвещение»
2)Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы
Основное общее образование:
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю.; Информатика: учебники для 5-9 классов; БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Быкадоров Ю.А; Информатика и ИКТ (8-9 кл); ДРОФА
  • Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В.; Информатика: учебники для 7-9 классов; БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Угринович Н.Д.; Информатика: учебники для 7-9 классов; БИНОМ. Лаборатория знаний

Среднее общее образование:
  • Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др.; Информатика (базовый и углубленный уровень) (10-11 кл); Издательство «Просвещение»
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.; Информатика. Базовый уровень: учебники для 10-11 классов; БИНОМ. Лаборатория знаний



Информатика (углубленный уровень) (учебный предмет):
  • Калинин И.А., Самылкина Н.Н.; Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10-11 классов; БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А.; Информатика. Углубленный уровень: учебники для 10-11 классов: в 2 ч.; БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.; Информатика. Углубленный уровень: учебники для 10-11 классов: в 2 ч.; БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М./Под ред. Кузнецова А.А.; Информатика. Углубленный уровень (10-11 кл); ДРОФА

Источник:
1. Федеральный перечень учебников по информатике на 2014-2015 уч. год // Городской методический центр [Электронный ресурс], http://mosmetod.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 12.06.2016


2. Анализ действующих учебников по информатике.

Анализ учебника Босова Л. Л., «Информатика и ИКТ . 6 класс», 2009 год.
1.Структура учебника и нумерация.
Материал учебника структурирован по пяти главам, первые три из которых посвящены рассмотрению теоретических вопросов («Компьютер и информация», «Человек и информация», «Алгоритмы и исполнители»), четвертая содержит материал для дополнительного изучения, пятая — компьютерный практикум.
Каждый параграф состоит из следующих частей: 1) актуализация имеющихся знаний; 2) новые знания; 3) ссылка на дополнительный материал для любознательных отдельной одноимённой главы (в некоторых параграфах); 4) ключевая информация параграфа «Самое главное»; 5) вопросы и задания.

2. Анализ учебника:
1)Содержание отдельных пунктов учебника:
а) Содержание и объём учебного материала данного учебника соответствует Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;
б) В данном учебнике автор ставит вопросы для самоконтроля после каждого параграфа.
2) Анализ задач и упражнений учебника:
а) в данном учебнике есть достаточное количество заданий для закрепления теоретического материала, и достаточное количество упражнений для  самостоятельной работы;
б) задачи составлены в соответствии с теоретическим материалом и расположены не по нарастанию трудности их решения;
в) задачи  соответствуют целям воспитания;
г) в учебнике имеются задачи для устных вычислений, а задачи повышенной сложности отсутствуют.
3) Учебный материал изложен доступным языком, достаточно просто и убедительно. Для красочности в учебнике имеется множество иллюстраций.
4) Учебник иллюстрирован необходимыми графиками, рисунками, чертежами, схемами. Иллюстрации расположены согласно изложению теоретического материала. Качество иллюстраций – хорошее.
5) Учебник включен в список рекомендованных учебников МО за 2013-2014 уч.год в качестве основного.
6) Учебник содержит  материал для внеклассной работы. Для внеклассной работы можно использовать исторические сведения Главы 4 «Материал для любознательных».
7) Реализованы межпредметные связи курса информатики в данном учебнике.
8) Учебник предназначен для изучения курса "Информатика и ИКТ" в общеобразовательных учреждениях. Данный учебник соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень).

9) Для реализации данного курса информатики необходимы индивидуальные компьютеры  с  соответствующим программным обеспечением.

Н. Д.Угринович, «Информатика и ИКТ.Учебник для 9 класса», 2011 год.
1) Содержание отдельных пунктов учебника: 
а) Содержание и объём учебного материала данного учебника соответствует Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике; 
б) В данном учебнике автор ставит вопросы для самоконтроля. 
2) Анализ задач и упражнений учебника: 
а) В данном учебнике есть задачи для закрепления теоретического материала, но их недостаточно; 
б) Задачи составлены в соответствии с теоретическим материалом и расположены с нарастанием трудности их решения; 
в) Задачи не соответствуют целям воспитания; 
г) В учебнике имеются задачи для устных вычислений, присутствуют 
4 задания повышенной сложности, есть тестовые задания- задания с выборочным ответом.



  Выбор для использования в своей работе каких-то конкретных методических пособий связан с тем программным обеспечением, которое обеспечивает учебный процесс. Действующие учебники по информатике, как правило, не содержат никаких практических рекомендаций по проведению соответствующих лабораторных работ. Это легко объяснить  недостаточным и весьма разнообразным обеспечением школ компьютерной техникой, однако занятия информатикой без практической работы с соответствующими прикладными пакетами имеют образовательную ценность, близкую к нулю.

  Все школы России обеспечены квалифицированными преподавателями и учителями информатики, знакомыми с операционными системами Windows и Linux, офисными пакетами программ и языками программирования Бейсик и Паскаль.
  Однако многие действующие учебники информатики (Макаровой, Семакина, Шифрина и др.) не соответствуют требованиям ЕГЭ по информатике - в них отсутствует логика, алгоритмизация, а также языки Бейсик и Паскаль, используемые в заданиях и задачах ЕГЭ.
требованиям ЕГЭ по информатике' в наибольшей степени соответствуют учебники Каймина, Угриновича и Шауцуковой, в которых излагается не только работа с офисными пакетами в Windows, но и алгоритмизация и языки Бейсик и Паскаль.

Источники:
1. Анализ учебника информатики // Дистанционный Образовательный Портал "Продленка" [Электронный ресурс], http://www.prodlenka.org, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016
2. Анализ учебника информатики [Электронный ресурс], http://ped-konkurs.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016
3.Сравнительный анализ методических пособий [Электронный ресурс], http://bank.orenipk.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 12.06.2016
4. Информатика // МОУ "Осельковская ООШ" [Электронный ресурс], http://oselkschool.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 12.06.2016


3. Знакомство с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов.

  Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).
  В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
  Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.
Ознакомиться подробнее с проектом можно перейдя по ссылке, указанной в источнике*

Источник:
1. О проекте // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс], http://school-collection.edu.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016


4. Экспертная оценка ЭОР, используемых в курсе информатики.

Как оценить урок с использованием электронных образовательных ресурсов?

Разработана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей:
- Техническую экспертизу
Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций;
- Содержательную экспертизу
Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств ЭОР в традиционной интерпретации:
• оценка содержания в целом;
• педагогическая оценка;
• методическая состоятельность
- Экспертизу дизайн-эргономики:
Экспертиза дизайн-эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении?
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов
Традиционные критерии:
• соответствие программе обучения;
• научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
• соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
• отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
• оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.
Критерии научной экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование)
• Соответствие названия ЭОР названию учебного предмета (предметной области) в соответствии с ФГОС;
• Соответствие текстового материала ЭОР нормам современного русского языка;
• Актуальность представленных в содержании ЭОР знаний по учебному предмету на данной ступени обучения;
• Наличие, полнота и глубина представления в содержании ЭОР системы основных понятий, относящихся к данной области знаний, с учетом ступени обучения;
• Наличие представления в содержании ЭОР ключевых теорий, идей, понятий, фактов, относящихся к данной области знаний с учетом ступени обучения;
• Отсутствие в содержании ЭОР недостоверных, лженаучных фактов;
• Соответствие содержания ЭОР научной корректности общепринятой терминологии и символике;
• Соответствие научного содержания ЭОР целям и задачам духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование)
• Соответствие содержания ЭОР ФГОС НОО;
• Соответствие содержания ЭОР основным дидактическим принципам, возрастным психологическим особенностям учащихся;
• Соответствие содержания ЭОР системам учебников: «Начальная школа XXI века»; «Перспектива»; «Школа России»; «Школа 2100»;
• Соответствие целесообразности предлагаемых форм и методов организации образовательного процесса с использованием ЭОР заявленным целям;
• Соответствие ЭОР возможности обеспечения вариативности образования;
• Реализация уровневой дифференциации усвоения учебного материала
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов
Инновационные критерии:
• Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
– получение информации;
– практические занятия;
– аттестация (контроль учебных достижений). Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения
• Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения
Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование)
• Учёт возможности использования ЭОР учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
• Поддержка работы с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
• Поддержка работы с заданиями (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированными на нестандартные решения;
• Направленность ЭОР на формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
• Направленность ЭОР на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
• Направленность ЭОР на развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности;
• Направленность ЭОР на развитие интеллектуального потенциала обучающего;
• Направленность ЭОР на развитие творческого потенциала обучающегося;
• Качество реализации контроля и оценки результатов освоения ЭОР;
• Обеспечивает автоматическую проверку результатов деятельности учащегося
Критерии психолого-педагогической для моделирующих сред и виртуальных конструкторов ЭОР (начальное образование)
• Обеспечивает содержание творческих конструктивных сред в соответствии системами учебников («Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100»);
• Обеспечивает возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода;
• Обеспечение понимания учащегося самого механизма моделирования, возможность сопоставления виртуальных и реальных экспериментов
Критерии научной экспертизы электронных образовательных ресурсов ( общее образование)
• См. – начальное образование
Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (общее образование)
• Соответствие содержания ЭОР ФГОС ООО;
• Соответствие содержательным особенностям предметов («Математика», «Физика», «Биология») интерактивных моделей, тренажеров, проверочных заданий;
• остальное повторяется

Источник:
1. Вебинар Экспертная оценка ЭОР: технологический и методический аспекты  [Электронный ресурс, Презентация], http://iaz.ucoz.ru, режим доступа: свободный, дата обращения 13.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий