суббота, 4 июня 2016 г.

Организационные формы обучения информатике

1. Анализ различных определений формы обучения, типологий различных форм обучения.

1)Формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. 

Типология:
Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.
Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.
Источник: Общая характеристика форм и организации обучения //Библиотека Гумер [Электронный ресурс], http://www.gumer.info, режим доступа: свободный, дата обращения 30.03.2016

2)Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.

Типология:
В дидактике отсутствует однозначная классификация (или типология) форм организации обучения.
В эмпирической классификации обычно выделяются три группы форм обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Теоретическая классификация базисных форм:
- индивидуально-опосредованная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком); 
- парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах); 
- групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет; 
- коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.
Источник: Формы организации обучения // Википедия [Электронный ресурс], https://ru.wikipedia.org, режим доступа: свободный, дата обращения 30.03.2016

Таким образом, форма обучения - это целенаправленный способ познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся

2. Характеристика урока как основной формы организации образовательного процесса (определение урока, характерные признаки урока, основные функции урока).

В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки. 
Ему присуща следующая совокупность признаков
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей; 
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения; 
- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения; 
- организация соответствующей учебной деятельности учащихся. 

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна. В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий. Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Типология уроков:
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
-урок ознакомления с новым материалом;
-урок закрепления изученного;
-урок применения знаний и умений;
-урок обобщения и систематизации знаний;
-урок проверки и коррекции знаний и умений;
-комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
-в форме беседы;
-лекции;
-экскурсии;
-киноуроки;
-самостоятельная работа учащихся;
-лабораторные и практические работы;
-сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
-вводные;
-первичного ознакомления материалом;
-образования понятий, установления законов и правил;
-применения полученных правил на практике;
-повторения и обобщения;
-контрольные;
-смешанные или комбинированные.

Основные функции урока:
1. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся.
2. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих. 
3. Развивающая функция нацеленность урока на развитие духовных и психологических качеств учащихся.

Источники:
1. Типы уроков [Электронный ресурс], http://www.atet.su, режим доступа: свободный, дата обращения 30.03.2016
2. Функции урока // Студопедия [Электронный ресурс], http://studopedia.info, режим доступа: свободный, дата обращения 30.03.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий