1. Анализ различных определений формы обучения,
типологий различных форм обучения.
1)Формы обучения - это целенаправленная, четко
организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система
познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и
учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации
содержания, обучающих средств и методов.
Типология:
Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя
работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют
формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных
дисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные
занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и
вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников,
расширять их кругозор.
Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия,
группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и
индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания
отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования,
так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.
Источник: Общая характеристика форм и организации обучения
//Библиотека Гумер [Электронный ресурс], http://www.gumer.info, режим доступа:
свободный, дата обращения 30.03.2016
2)Форма организации обучения — это способ
упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.
Типология:
В дидактике отсутствует однозначная классификация (или типология) форм
организации обучения.
В эмпирической классификации обычно выделяются три группы форм
обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Теоретическая классификация базисных форм:
- индивидуально-опосредованная форма организации обучения — соответствует
опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным
материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
- парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его
не используются в других парах);
- групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий
направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в
рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет;
- коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение
происходит в парах сменного состава.
Источник: Формы организации обучения // Википедия [Электронный ресурс], https://ru.wikipedia.org, режим доступа:
свободный, дата обращения 30.03.2016
Таким образом, форма обучения - это целенаправленный
способ познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и
отношений учителя и учащихся
2. Характеристика урока как основной формы организации
образовательного процесса (определение урока, характерные признаки урока,
основные функции урока).
В обширной литературе по дидактике, методике,
педагогическим технологиям определение понятия "Урок",
как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками
примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится
с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня
подготовки.
Ему присуща следующая совокупность
признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных
развивающих целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями
конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путем подбора
подходящих средств и методов обучения;
- организация соответствующей учебной деятельности
учащихся.
Ключевую позицию среди основных признаков занимают
цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно
взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и
проведении урока или системы уроков различна. В соответствии с поставленными
целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных
программ, учебников, методических пособий. Для достижения поставленных целей на
конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения.
Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных
и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.
Типология уроков:
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим
типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
-урок ознакомления с новым материалом;
-урок закрепления изученного;
-урок применения знаний и умений;
-урок обобщения и систематизации знаний;
-урок проверки и коррекции знаний и умений;
-комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
-в форме беседы;
-лекции;
-экскурсии;
-киноуроки;
-самостоятельная работа учащихся;
-лабораторные и практические работы;
-сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то
выделяют уроки:
-вводные;
-первичного ознакомления материалом;
-образования понятий, установления законов и правил;
-применения полученных правил на практике;
-повторения и обобщения;
-контрольные;
-смешанные или комбинированные.
Основные функции урока:
1. Воспитательная функция урока
заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей
развития личностного потенциала учащихся.
2. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих.
2. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих.
3. Развивающая функция нацеленность
урока на развитие духовных и психологических качеств учащихся.
Источники:
1. Типы уроков [Электронный ресурс], http://www.atet.su,
режим доступа: свободный, дата обращения 30.03.2016
2. Функции урока // Студопедия [Электронный ресурс], http://studopedia.info,
режим доступа: свободный, дата обращения 30.03.2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий