воскресенье, 12 июня 2016 г.

Проверочно-оценочная деятельность учителя информатики

1. Анализ системы требований к результатам освоения программы по информатике.

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: 
- сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики; 
- сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; 
- сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач; 
- сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 
- сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; 
- сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; 
- понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; 
- принятие этических аспектов информационных технологий; 
- осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации. 

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать: 
Математика и информатика (интегрированный уровень): 
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и её месте в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 
2) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания курса; знание основных теорем, формул, алгоритмов решения и умение их применять; 
3) сформированность умений выполнять точные и приближённые вычисления и применять изученные формулы для преобразования выражений; владения стандартными приёмами решения уравнений и неравенств; 
4) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире; умения находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях; 
5) сформированность представлений об основных идеях и методах математического анализа, об основных понятиях математического анализа и основных видах математических зависимостей и их отличительных свойствах; 
6) владение знаниями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм; 
7) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач; 
8) владение навыками алгоритмического мышления, понятиями алгоритма и исполнителя, знанием примеров алгоритмов, применяемых в математике; понимание необходимости формального описания алгоритмов. 


Информатика (базовый уровень): 
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 
2) владение навыками алгоритмического мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов; 
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 
4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; 
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; 
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; 
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. 


Информатика (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса информатики на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать: 
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; 
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; 
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; 
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; 
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов; о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умения строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; 
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; 
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; 
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; 
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами; 

10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных. 

Источник:
1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Ломоносовский ХОЛДИНГ [Электронный ресурс],http://www.lomonholding.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016 


2. Анализ измерителей для итоговой аттестации по информатике.

Огэ по информатике 
ОГЭ(ГИА) по информатике – это экзамен при окончании 9-го класса, может сдаваться по выбору самим учеником или может быть назначен всем ученикам на региональном уровне. При сдаче ОГЭ по информатике ученик заранее указывает, с каким программным обеспечением он знаком и на каком языке программирования он собирается выполнять часть 2. Для выполнения части 2 – с написанием кода – ученику предоставляется компьютер. Как варианты языков программирования принимаются: С или С++, Basic, Pascal или естественный язык. 


Оценивание ОГЭ (ГИА) по информатике: 
Минимальный порог по информатике в 2016 году равен пяти баллам. Чтобы набрать необходимый минимум, достаточно верно выполнить первые пять заданий теста. 
Экзамен оценивается по пятибалльной системе, в зависимости от набранных баллов выставляется соответствующая отметка. Максимальный балл равен 22. 
Экзамен состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий. 
Часть 1: 18 заданий (1–18) с кратким ответом. Записывается в виде цифры, последовательности цифр или букв. 
Часть 2: два задания (19, 20) для выполнения на компьютере. Результатом выполнения каждого из этих заданий является файл, формат и имя файла, а также каталог, в котором он должен храниться, сообщат организаторы экзамена. 
Время проведения экзамена: 150 (2,5 часа). 
Разрешенные материалы: для 1 и 2-й частей не используются дополнительные материалы, для 3-й части – компьютер со знакомым ученику программным обеспечением. 
Минимальный балл (соответствует тройке): 5. 
Максимальный балл: 22. 

Базовый уровень сложности:
Задание 1. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов  
Задание 2. Умение определять значение логического выражения  
Задание 3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов  
Задание 4. Знание о файловой системе организации данных  
Задание 7. Умение кодировать и декодировать информацию  
Задание 8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке  
Задание 9. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке  
Задание 11. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем  
Задание 12. Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию  
Задание 13. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации  
Задание 17. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии  

Повышенный уровень сложности:
Задание 5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде  
Задание 6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд  
Задание 10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке  
Задание 14. Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя  
Задание 15. Умение определять скорость передачи информации  
Задание 16. Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки  
Задание 18. Умение осуществлять поиск информации в Интернет  

Высокий уровень сложности:
Задание 19 (С1). Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных  
Задание 20 (С2). Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2)  

Для 1-ой части не используются дополнительные материалы, для 2-й части — компьютер со знакомым ученику программным обеспечением


ЕГЭ по информатике 
ЕГЭ по информатике – один из экзаменов по выбору для выпускников школ. Его нужно сдавать тем, кто планирует поступать в вузы на самые перспективные специальности, такие как информационная безопасность, автоматизация и управление, нанотехнологии, системный анализ и управление, ракетные комплексы и космонавтика, ядерные физика и технологии и многие другие. 
Минимальный проходной балл по информатике в 2016 году равен 40 тестовым баллам, для того чтобы их набрать, достаточно верно решить первые 9 заданий. 
Работа состоит из 27 заданий: базового уровня сложности 12, повышенного — 11, высокого — 4.
Заданий с кратким ответом — 23 (Часть 1), с развернутым ответом — 4 (Часть 2).
Работа рассчитана на 235 минут

Базовый уровень сложности задания:
Задание 1. Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера 
Задание 2. Умения строить таблицы истинности и логические схемы 
Задание 3. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)  
Задание 4. Знания о файловой системе организации данных или о технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных  
Задание 5. Умение кодировать и декодировать информацию  
Задание 6. Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд  
Задание 7. Знание технологии обработки информации в электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и графиков  
Задание 8. Знание основных конструкций языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания  
Задание 9. Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации  
Задание 10. Знания о методах измерения количества информации  
Задание 11. Умение исполнить рекурсивный алгоритм  
Задание 12. Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети  

Повышенный уровень сложности:
Задание 13. Умение подсчитывать информационный объем сообщения  
Задание 14. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд  
Задание 15. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)  
Задание 16. Знание позиционных систем счисления  
Задание 17. Умение осуществлять поиск информации в Интернете  
Задание 18. Знание основных понятий и законов математической логики  
Задание 19. Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)  
Задание 20. Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление  
Задание 21. Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции  
Задание 22. Умение анализировать результат исполнения алгоритма  
Задание 24 (C1). Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки  

Высокий уровень сложности:
Задание 23. Умение строить и преобразовывать логические выражения  
Задание 25 (C2). Умения написать короткую (10–15 строк) простую программу на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке  
Задание 26 (C3). Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию  
Задание 27 (C4). Умения создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности  

Все задания так или иначе связаны с компьютером, но на экзамене пользоваться им для написания программы в задачах группы С не разрешается. Кроме того, задачи не требуют сложных математических вычислений и калькулятором пользоваться тоже не разрешается.

Источники:
1. ОГЭ(ГИА) по информатике 2016 // Экзамен.ru [Электронный ресурс], http://www.examen.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016
2. Об экзамене // Решу ЕГЭ [Электронный ресурс],https://inf-oge.sdamgia.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016
3. ЕГЭ по информатике 2016 // Экзамен.ru [Электронный ресурс], http://www.examen.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016
4. Об экзамене // Решу ЕГЭ [Электронный ресурс], https://inf-ege.sdamgia.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016


3. Изучение перспектив и проблем ЕГЭ по информатике.

Проблемы ЕГЭ по информатике:

  • Основная масса действующей учебной литературы (по информатике) не соответствует требованиям и содержанию ЕГЭ (по информатике). 
  • В ЕГЭ по русскому языку, физике, информатике содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана. Большинство учителей средних школ не могут обеспечить подготовку учащихся (90 %) к сдаче Единых экзаменов ЕГЭ (пример — Экзамены ЕГЭ по информатике). 
  • ЕГЭ приводят к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ (пример — спецификации и требования ЕГЭ по информатике). 
  • В содержании ЕГЭ по информатике отсутствуют Интернет, Интернет-технологии и самое главное - отсутствует поиск информации в Интернет. 
Перспективы ЕГЭ по информатике:
  • Продумать пути включения информационных технологий в процедуру приема и сдачи Единого государственного экзамена по информатике, обеспечив равные условия для всех участников образовательного процесса, независимо от используемых программных и аппаратных решений. 
  • Принципиально пересмотреть идеологию ЕГЭ по информатике 2011 года, чтобы содержание экзамена более четко соответствовало стандарту профильного обучения, а форма сдачи экзамена более соответствовала сущности предмета.
Источники:
1. ЕГЭ по информатике и ИКТ // TADVISER Государство. Бизнес. ИТ [Электронный ресурс], http://www.tadviser.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016
2. Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике [Презентация] // MyShared, http://www.myshared.ruрежим доступа: свободный, дата обращения 11.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий