Выстраивание непрерывного курса - одна из основных потребностей и тенденций развития школьного курса информатики и ИКТ. В настоящее время курс «Информатика и ИКТ», формально представленный на всех ступнях школьного образования, на федеральном уровне все еще не является непрерывным: в силу дефицита учебного времени, существует разрыв в его преподавании в младших (5–6(7)) классах основной школы. Отсутствие непрерывности приводит к тому, что:
- многие направления подготовки, успешно реализуемые в начальной школе, не получают дальнейшего развития;
- потенциал, накопленный учащимися на уроках информатики и ИКТ в начальных классах, оказавшись невостребованным в их дальнейшей учебной деятельности, теряется;
- остаются нерешенными вопросы преемственности между пропедевтическим и базовым этапами школьного курса информатики и ИКТ.
Вторая потребность и тенденция развития школьного курса информатики и ИКТ состоит в обеспечении его концептуальной целостности и преемственности содержания.
Представим цели изучения информатики и ИКТ для ступеней начального и основного общего образования, значимые как для выстраивания непрерывного курса школьной информатики, так и для обеспечения его концептуальной целостности и преемственности содержания:
- - формирование широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- - воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- - развитие образного, алгоритмического и логического мышления как основы для формирования общеучебных умений;
- - освоение основ осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, формирование первичных представлений об основных объектах информатики.
- В настоящее время школьная информатика все более позиционируется как метапредмет (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, Е.А. Ракитина и др.), что определяет еще одну тенденцию её развития. Рассматривая метапредметные результаты как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях, перечислим основные метапредметные результаты, формируемые при изучении информатики в основной школе:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
- умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
- умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
- умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. В предметных требованиях к результатам изучения информатики, зафиксированных в ФГОС ООО, отчетливо прослеживается линия на усиление фундаментальных основ информатики, развитие навыков информационного моделирования, алгоритмизации и программирования. Это особенно актуально в условиях повсеместного использования учащимися разнообразных средств ИКТ в повседневной жизни, в том числе в процессе изучения других предметов в школе. Таким образом, усиление фундаментальных основ информатики, пересмотр с этих позиций требований к отбору содержания, касающегося информационных и коммуникационных технологий, – еще одна тенденция развития современного школьного курса информатики и ИКТ.
Информатика как ни одна другая школьная дисциплина нацелена на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Это связано с тем, что в процессе изучения информатики: во-первых, создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, формируются важные качества человека информационного общества – умение учиться, умение работать в коллективе, навыки самостоятельной деятельности, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность и т.д.. При этом следует отметить, что опыт формирования многих из этих качеств накапливался в методике преподавания информатики на протяжении всего периода её существования в отечественной школе. Совершенствование методики обучения информатике в русле органичного сочетания лучших традиций отечественной школы и новых подходов к формированию умения учиться, умения работать в коллективе, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.), способности осуществлять выбор и нести за него ответственность определяет еще одно важное направление развития современного школьного курса информатики и ИКТ.
Таким образом, непрерывность курса, целостность и преемственность, метапредметность и фундаментальность его содержания, а также единство традиций и инноваций в методике преподавания предмета определяют основные направления в развитии современного школьного курса информатики и ИКТ.
Источник:
Тенденции развития школьного курса информатики и ИКТ [Электронный ресурс] http://saratov.ito.edu.ru, режим доступа: свободный, дата обращение 26.02.2016)
Таким образом, непрерывность курса, целостность и преемственность, метапредметность и фундаментальность его содержания, а также единство традиций и инноваций в методике преподавания предмета определяют основные направления в развитии современного школьного курса информатики и ИКТ.
Источник:
Тенденции развития школьного курса информатики и ИКТ [Электронный ресурс] http://saratov.ito.edu.ru, режим доступа: свободный, дата обращение 26.02.2016)
Комментариев нет:
Отправить комментарий