понедельник, 23 апреля 2018 г.

Портфолио обучающегося как средство накопительной оценки учебных достижений


Картинки по запросу портфолио ученика
Портфолио (от англ. "portfolio" портфель, папка для важных дел или документов)
Портфолио (от франц. porter - излагать,формулировать, нести и folio - лист, страница)- досье, собрание достижений.
Портфолио в переводе с итальянского означает«папка с документами», «папка специалиста».

Слово “портфолио”, как и сама идея собрания работ, не есть изобретение 20 века. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен


Особенности портфолио как средства оценки

Неоспоримы преимущества портфолио
  • портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения - преподавание, учение и оценивание (а также контроля).
  • портфолио объединяет количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  • поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  • портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося, с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
  • портфолио — форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной;
  • близость данного способа оценки к оценке, принятой в профессиональной сфере, что позволяет раньше начать формирование профессионально значимых умений учащихся.
Такие особенности портфолио, как поддержка и поощрение высокой учебной мотивации школьников, развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности не реализовать за один-два года. Следовательно, важно реально оценить возможности учащихся в предоставлении материалов, для составления “картины” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. .

Также отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
  • обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
  • обучающиеся собирает материал;
  • в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя».
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
  • отбирать и оценивать информацию,
  • точно определять цели, которые он хотел бы достичь,
  • планировать свою деятельность,
  • давать оценки и самооценки,
  • отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Особенности портфолио на трех ступенях обучения.
Первая ступень обучения — начальная школа (1-4 глассы).
Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Вторая ступень обучения (5-8 классы).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Третья ступень обучения (9-11 классы).
- Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
- Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
- Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.


В то же время нельзя не отметить следующие проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфель ученика»:
• требуется отведение определенного количества учебного времени на работу по формированию и анализу «Портфелей», подготовке их презентации;
• высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности;
• сложность в определении критериев оценки элементов состава «Портфеля», доступных для осознания и принятия учащимися;
• трудоемкость процесса проверки и оценки «Портфелей»;
• организационные трудности по хранению «Портфелей.

Понятие портфолио и его функции

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
  • диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
  • мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);
  • содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);
  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
  • обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
  • корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Педагогическая идея портфолио предполагает:
  • смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;
  • содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Типы портфолио и его структура

Классификация.
Существуют два вида портфолио: бумажное и электронное. Поскольку Интернет с каждым днем все сильнее вливается в нашу жизнь, то электронные портфолио буквально вытесняют бумажные. К тому же, бумажные портфолио имеют много минусов, по сравнению с электронным. Например:

  • нет возможности представления мультимедийной информации (фото, видео, звуковые записи); 
  • существует вероятность допустить ошибки в оформлении и не указать важную информацию; 
  • недоступность для большого количества работодателей (приходится делать много копий). 

На сегодняшний день для создания электронных портфолио применяют различные технологии. Наиболее простой и оптимальной являются веб-приложения

Известны также несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
  • портфолио достижений - коллекция работ учащегося всесторонне демонстрирующая прогресс в учебной деятельности школьника как в определенной предметной области, так и в целом по всем предметам за учебный год;
  • портфолио – отчет - собрание индивидуальных текущих работ учащегося по предмету в соответствии с планом заданным изначально учителем, имеющее целью выявление степени прохождения школьником программы обучения;
  • портфолио – самооценка - совокупность обязательных и творческих работ учащегося по разным предметам с соответствующими комментариями преподавателей, включающими оценку их выполнения с характеристикой и объяснениями;
  • портфолио – планирование моей работы.
(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:
  1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
  2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
  3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Структура.
Структура «Портфеля ученика» напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету.

«Портфель ученика» имеет три основных раздела:

  • портрет - самохарактеристика ученика;
  • коллектор - папка, куда отбираются материалы: образцы и продукты учебной деятельности учащихся;
  • отзывы и рецензии на различные работы, характеристики из внешних источников, которые затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке. 

При оформлении окончательного варианта портфеля необходимо включить туда все то, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. При оформлении окончательно варианта портфеля необходимо включить туда:
• сопроводительное письмо с описанием целей обучения по курсу и краткой характеристики портфеля;
• оглавления портфеля;
• лист самооценки с указанием своих удач и трудностей в процессе изучения данного курса или отдельных его тем и разделов.

Для оптимизации процесса оценки «Портфелей» их содержание делится на следующие категории:
• обязательные работы - требуемые учебной программой по предмету и необходимостью усвоения базовых знаний и умений;
• поисковые работы - проекты, решения проблемных, исследовательских задач;
• ситуативные работы - разработки ненаглядных пособий, настенных и дидактических материалов, решение прикладных задач;
• описательные работы - эссе, аннотации, листы целей, листы самоконтроля и самооценки;
• внешние материалы: отзывы и рецензии на работы, листы взаимооценки, характеристика портфеля учителем.


Работа учителя с обучающимися по составлению портфолио

Педагогу необходимо помнить, что портфолио создается обучающимися для оценки своего прогресса. Учитель лишь помогает им организовать этот процесс и оценить свои достижения. Следовательно, мотивация обучающихся в начале создания и в процессе работы над портфолио должна быть высокой. Для повышения уровня мотивации необходимо, чтобы и педагог и учащиеся творчески подошли к процессу. Вот некоторые советы для повышения уровня мотивации обучающегося:
  1. Педагог сам должен понимать важность создания портфолио обучающимися для их собственного развития (а не только как внедрение новой, модной технологии).
  2. Необходимо провести урок, в ходе которого педагог не только объяснит, каким образом будет проходить работа учащихся и выскажет свои требования, но и обсудит с ними их взгляды на собственное развитие и то, как они видят место преподаваемого им предмета в данном процессе.
  3. На вводном уроке очень важно рассказать содержание предмета на ближайшую четверть (семестр, полугодие, год). Только зная основное содержание предмета, сроки и формы контроля, учащиеся по-настоящему смогут поставить цели в разделе «Портрет». Содержание изучаемого материала, сроки и формы контроля, список основной и дополнительной литературы целесообразно представить визуально (в форме краткого текста или схемы) для того, чтобы обучающиеся в любой момент могли обратиться к этому разделу. При постановке учащимися целей необходимо проконтролировать, чтобы цели соответствовали критериям их эффективной постановки. Только в этом случае учащиеся смогут затем определить уровень реализации поставленной цели. При необходимости цель может быть разбита на частные задачи.
  4. Каждый обучающийся сам может выбрать форму создания портрета – эссе, рисунок, коллаж, схема – всего существует более десяти форм портрета. Самостоятельный выбор делает рефлексию более глубокой и повышает уровень творчества.
  5. В раздел «Коллектор» входят материалы, которыми пользуется учащийся при работе по предмету – учебники, список дополнительной литературы, образцы работ других учащихся, основные теоретические положения, глоссарий, статистические данные, другие источники информации. С одной стороны, нет необходимости перегружать данный раздел. С другой стороны, учитель должен помогать детям при составлении данного раздела, обучать их основам поиска информации, ее классификации, фиксации, конспектированию и т. д.
  6. Раздел «Рабочие материалы» включает обязательные и дополнительные работы самого обучающегося и именно он в основном подвергается анализу и оценке. При его создании необходимо соблюдать перечисленные ниже правила оценки. Если учащиеся выполняли коллективную работу, например, проект, необходимо договориться о форме его краткого отражения в портфолио каждого из выполнявших.
  7. Раздел «Достижения» чаще всего бывает самым сложным, так как педагоги не располагают разнообразием методов оценки достижений обучающихся. Кроме дневника и контрольной тетради в этот раздел включаются грамоты, сертификаты, похвальные листы, рефлексивный анализ, листы рейтингового контроля и др. Можно ввести систему взаимной оценки обучающихся, фиксировать ее и вносить в данный раздел, использовать характеристики (со стороны одноклассников, учителей, родителей) и другие формы и методы оценки достижений.
Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов, необходимо предлагать именно его для работы обучающихся.

Оценка портфолио может происходить:

  1. В индивидуальной встрече педагога и обучающихся. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч, или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.
  2. Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.
  3. На основе выступлений учащихся на конференции по портфолио. Конференцию целесообразно организовывать в том случае, если портфолио собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же - на ответы по вопросам. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).

Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

Пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым:

1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

- самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя),
- профессиональная ориентация,
- обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),
- самообучение,
- самореализация.

2. Внешняя оценка включает следующие группы критериев:

- оценка качества оформления портфолио,
- оценка структуры портфолио,
- оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.

Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.


Разработка макета структуры учебного портфолио

Просмотреть и скачать макет портфолио по информатике ученика 2-ой степени обучения можно, пройдя по ссылке


Комментариев нет:

Отправить комментарий